🧘🏼♀Анапанасати медитация
Анапанасати — это метод медитации, направления внимания человека на свою суть через практику, включающую осознанность к дыханию. Название происходит из языка древней Индии — пали: «сати» означает 'внимательность', «анапана» означает 'процесс дыхания', 'вдох и выдох'.
Происхождение
Метод анапанасати-медитации возрождён 2 500 лет назад учителем богов и людей — Буддой — существом, воплотившимся передать знание (Дхарму). До него все предыдущие татхагаты давали подобные методики во время своего присутствия на этой планете. Это знание — величайший дар. Те, кто соприкасаются с ним, если они ранее имели связь с этим учением, способны выйти за пределы ограничений того взгляда на реальность, который принято называть «сансара». Видеть реальность ясно — так, что эти ограничения не оказывают затуманивающего взор воздействия. Эти ограничения — вовлечённость и восприятие только фрагмента, тогда как определённое освобождение от ограничений — восприятие не фрагмента, но целого.
Письменные источники
Тексты, в которых записана часть учения Будды, называют сутрами.
До нашего времени сохранился ряд текстов, повествующих об анапанасати-пранаяме.
Главный письменный источник методики — «Анапанасати-сутта» (пали) или «Анапанасмрити-сутра» (санскрит), что в переводе на русский язык означает 'Сутра Полного Осознавания Дыхания'.
Это 118-я сутра в собрании наставлений «Маджима-никая».
Вторая сутра называется «Сатипаттана-сутра» — Четыре Основания Осознанности.
Тит Нат Хан: «Это основополагающие тексты по медитации, которые изучались и практиковались во времена Будды. Если вы поймёте сущность этих сутр, вы будете иметь более глубокое понимание сутр, относящихся к Махаяне, точно так же, как мы, увидев корни и ствол дерева, лучше понимаем суть его листьев и ветвей».
Другие сутры, в которых встречаются рекомендации по практике анапанасати:
«Иччханангала-сутта».
«Махарахуловада-сутта» — Большое наставление для Рахулы.
«Саньютта-никая», Большой раздел, CH 54 – Анапана саньютта — Дыхание. «Гиримананда-сутта».
«Махасатипаттхана сутта» — Большая сутта об основах памятования.
«Кайягатасати-сутта» — Осознанность к телу.
Комментарии к практике осознавания дыхания:
Махамана — Патисамбхидамагга (Путь Непоколебимости).
Упатисса — Вимутимагга (Путь Освобождения).
Буддагхоша — Вишуддхимагга (Путь Очищения).
В буддизме Тхеравады у монахов практикуется традиция запоминать «Анапанасати-сутту» наизусть, потому что считается, что именно эта сутра наиболее важна для практики. Этот лаконичный текст — путеводная карта с описанием пути, который раскрывается в опыте практики.
Пребывание Татхагат
Будда указал Путь — Великий восьмеричный путь к Освобождению:
праведное воззрение,
праведное устремление,
праведная речь,
праведное действие,
праведный способ заработка,
праведное усилие,
праведная осознанность,
и праведное сосредоточение.
Праведное сосредоточение — это и есть анапанасати-медитация.
Считается, что сам Будда «пребывал в сосредоточении осознанности к дыханию» перед тем, как проявить Просветление и после него. Когда Будда шёл в уединение, он также занимался этой практикой. Эту практику он передавал своим ученикам как метод освобождения от омрачений и обретения состояния реализации.
В «Иччханангала-сутте» сказано:
«Затем, по истечении трёх месяцев, Благословенный вышел из затворничества и обратился к монахам: „Монахи, если странники-приверженцы иных учений спросят вас“: „В каком состоянии, друзья, в основном пребывал Благословенный в период сезона дождей?“, то, будучи спрошенными так, вам следует ответить этим странникам так: „В период сезона дождей, друзья, Благословенный в основном пребывал в сосредоточении осознанности к дыханию“.
Если кто-либо, монахи, правдиво говорил бы о чём-либо так: „Это — благородное пребывание, божественное пребывание, пребывание Татхагаты“, то он бы правдиво так сказал именно о сосредоточении осознанности к дыханию“».
Татхагата — «тот, кто вышел за пределы», это эпитет состояния будды.
В «Татхагатагарбха-сутре» сказано: «Все живые существа несут в себе Татхагату».
Согласно этой сутре, все живые существа по сути обладают светоносной природой будды. Медитация — способ очистить ум от омрачений и сквозь временные категории обнаружить эту природу, а затем уметь в ней пребывать.
Калу Ринпоче: «Будда-природа — просветлённая природа ума — неотъемлемо присутствует во всех существах как причина и потенциал Просветления. В сутрах Будда говорит, что все без исключения живые существа обладают просветлённой природой. Она составляет самую сущность ума; мы не только работаем с ней в медитации — она лежит в основе всего нашего опыта».
статуя Будды в храме
Методы практики
Медитация — способ расширения представлений о реальности.
Парадокс, что для этого расширения прежде необходимо сужение — однонаправленная концентрация.
В технике медитации анапанасати базовый объект концентрации — дыхание.
Медленное дыхание, рекомендуемое в практике, воздействует на состояние ума, это метод успокоения ума. Когда ум становится стабилен, появляется возможность более внимательно наблюдать мысли, которые возникают в этом уме. Это подобно тому, как распознавать семена. Семена могут вырасти в цветущие прекрасные деревья, благоуханные сады, а могут вырасти во вредоносные для других деревьев лианы. Мысли подобны семенам, практика медитации — регулярный уход за садом внутреннего мира.
В буддизме подробно рассматривается природа человека. Что такое человек? Согласно теории о взаимозависимости всех явлений в мире, личность — это совокупность определённых параметров.
Методика медитации анапанасати предполагает последовательное осознание и внутреннее освещение светом спокойствия и ясности каждой составляющей личности. Эти составляющие принято называть «скандхи».
Пять скандх:
тело;
чувства;
восприятия;
умственная деятельность;
сознание.
пять скандх
Личность — совокупность всех пяти. Сознание — основа всех категорий.
В «Анапанасати-сутре» сказано:
«Что же это за путь развития и постоянной практики — метод Полного Осознавания Дыхания, который ведёт к награде и даёт большую пользу? Это, бхикшу, как если бы практикующий шёл через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел бы неподвижно в Позу лотоса, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает, и, выдыхая, он знает, что выдыхает».
1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: «Я вдыхаю длинным вдохом». Выдыхая длинным выдохом, он знает: «Я выдыхаю длинным выдохом». Так он практикует.
2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: «Я вдыхаю коротким вдохом». Выдыхая коротким выдохом, он знает: «Я выдыхаю коротким выдохом». Так он практикует.
3. «Я вдыхаю и осознаю всё моё тело. Я выдыхаю и осознаю всё моё тело». Так он практикует.
4. «Я вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным». Так он практикует.
5. «Я вдыхаю и чувствую радость. Я выдыхаю и чувствую радость». Так он практикует.
6. «Я вдыхаю и чувствую счастье. Я выдыхаю и чувствую счастье». Так он практикует.
7. «Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне». Так он практикует.
8. «Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру». Так он практикует.
9. «Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум». Так он практикует.
10. «Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным». Так он практикует.
11. «Я вдыхаю и концентрирую мой ум. Я выдыхаю и концентрирую мой ум». Так он практикует.
12. «Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум». Так он практикует.
13. «Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм». Так он практикует.
14. «Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм». Так он практикует.
Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если он развивается и практикует постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознаграждён сторицей и получит большую пользу.
Поскольку то или иное явление каждый человек, учитель, духовная школа будет понимать по-разному, одни и те же рекомендации также могут осуществляться по-разному. Наблюдая эти различия, благотворно не фиксировать на них ум в попытке понять, что является более истинным, более аутентичным способом, но объединять в практике те моменты, которые вашему внутреннему миру более откликаются.
Если в предлагаемом методе присутствует та часть практики, которая оказывает на вас наиболее глубокое воздействие, возможно, именно таким образом вы практиковали в прошлых жизнях. Тогда в этой жизни, соприкоснувшись с этой практикой, способ, уже наработанный ранее, будет давать результат.
Результаты практики
Результаты практики будут разными в зависимости от целей, с которыми эта практика выполняется. Эти цели могут меняться с течением жизни.
Результаты практики можно отнести к двум категориям: результаты относительно этой жизни и результаты относительно следующих воплощений.
https://meditation.study/meditation/vidy-meditatsii/anapanasati/